FAQ Пользователи Группы Регистрация Вход
Профиль Войти и проверить личные сообщения Поиск
Героизм лётчиков в битве за Кхе Сань

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Боевые операции
Автор Сообщение
173 airborne



Зарегистрирован: 03.08.2011
Сообщения: 133
Откуда: ЛИТВА

СообщениеДобавлено: Ср Янв 11, 2012 9:13 pm    Заголовок сообщения: Героизм лётчиков в битве за Кхе Сань Ответить с цитатой

Первой пробой сил стало нападение на лагерь спецназа Дук Пхо. В ходе боёв был потерян транспортный С-7, кадры гибели которого обошли все авиационные издания. 3 августа 1967 г. он попал под огонь американской артиллерии и, после прямого попадания 152-мм снаряда, разломился пополам и упал на землю, похоронив под обломками трёх членов экипажа.

В конце 1967 г. американцы принялись укреплять свой лагерь в Кхе Сани. Если первоначально там базировались три батальона 26-го полка корпуса морской пехоты, то уже в начале 1968 г. к ним присоединились батальон морской пехоты из состава 9-го полка и 27-й полк южновьетнамских рейнджеров. В короткие сроки более чем вдвое была удлинена взлётная полоса, собранная из алюминиевых пластин. Вертолётами-кранами СН-54 было переброшено большое количество артиллерии, в том числе дивизион крупнокалиберных орудий, насчитывающий четыре четырёхорудийных батареи 175-мм пушек, предоставленных армией, 6000 американских и южновьетнамских военнослужащих северовьетнамцы противопоставили 23.000 солдат 304-й и 325-й дивизий армии Северного Вьетнама, которые также имели значительное количество средств усиления в виде крупнокалиберных пулемётов, 82- и 120-мм миномётов, а также 122- и 152-мм пушек и гаубиц. О зенитной артиллерии и говорить не приходилось.

Активность противника не ускользнула от внимания американцев. В рамках операции «Арк Лайт» (Arc Light) часть В-52 перенацелили на Куанг Три. Они наносили удары по целям на расстоянии 3 км от переднего края своих сухопутных войск, что позволяло обеспечить их безопасность. Однако 12 ноября 1967 г. во время рейда на Кои Тьен из-за какой-то аппаратурной неполадки В-52 сбросил бомбы на меньшем расстоянии от периметра базы. К удивлению наземных войск, произошла серия вторичных взрывов. Разведывательная бригада обнаружила, что партизаны сосредоточили свои основные силы и склады в трёхкилометровой полосе, обезопасив себя от разрушительных бомбардировок. После этого В-52 стали бомбить на расстоянии 1 км от переднего края.

Одновременно американские войска с помощью южновьетнамцев, австралийцев и южнокорейцев предприняли ряд операций, которые позволили нанести ощутимые поражения вьетконговцам. В частности, в рамках операции «Джанстион Сити» (Junction City) была осуществлена первая в истории войны выброска американского парашютного десанта. В результате был захвачен стратегически важный район с многочисленными коммуникациями и базами снабжения партизан. Те были вынуждены просить о помощи руководство Северного Вьетнама. Ответа пришлось ждать недолго.


В-52 наносят удар по позициям вьетконговцев в районе Кхе Сани, а так выглядели позиции партизан сверху для экипажей тактических ударных самолётов (слева ниже).



21 января 1968 г. Кхе Сань подверглась ожесточённому обстрелу со всех окружающих высот. Одна из выпущенных мин угодила прямо в склад вооружения. Сдетонировавшие 1500 тонн взрывчатки причинили серьёзный урон укреплениям и лишили защитников Кхе Сани 98% вооружения)!), для многих образцов которого попросту не осталось боеприпасов!! Это сразу же поставило морскую пехоту и рейнджеров в тяжелейшее положение, так как противник получил значительное огневое превосходство.

Как только в штабе генерала Вестморленда узнали о нападении на Кхе Сань, сразу же началась подготовка к операции «Ниагара» (Niagara). К поддержке осаждённых морских пехотинцев привлекли 7-е ВВС, которыми командовал генерал Уильям Момьер, а также авиацию Корпуса Морской Пехоты Тихоокеанского флота под командованием адмирала Гранта Шарпа.

Первым шагом новообразованного штаба стала установка полей сейсмических датчиков в окрестностях Кхе Сани. На сей раз их разбрасывали F-4: осаждающие создали мощную группировку ПВО вокруг базы, и полёты ОР-2Е были бы равноценны самоубийству. Для сбора данных и их обработки был выделен ЕС-121, базировавшийся в Накхон Фаном и два летающих командных пункта С-13ОЕ.

Уже 22 января В-52 начали бомбёжку периметра Кхе Сани. 23 января к ним присоединились самолёты Корпуса Морской Пехоты, флота и ВВС. Уже в течение первой недели американская авиация выполнила 3200 боевых вылетов, из них более 200 приходилось на долю «Стратосферные крепостей», для выведения которых на цель использовались две радарных станции «Скайспот» (Skyspot).

30 января 1968 г. началось «новогоднее» наступление северовьетнамской армии и сил Вьетконга. Десятки тысяч партизан, под видом мирных жителей проникших в города, одновременно нанесли удар. Была захвачена древняя столица провинции Вьетнама — город Хюэ, а в Сайгоне нападавшие даже захватили первые несколько этажей американского посольства! Как позже предполагали многие, осада Кхе Сани была лишь ширмой, скрывавшей истинные намерения «северян». Однако северовьетнамскому генералу Гиапу она стоила 15.000 солдат. Американцы потеряли убитыми 500 человек, из них 205 морских пехотинцев.

Для доставки грузов в осаждённую Кхе Сань была привлечена 834-я авиадивизия. Её С-123 и С-130, несмотря на плотный зенитный огонь, приземлялись в Кхе Сани с вооружением, продовольствием и медикаментами на борту. В течение первых восьми дней осады они перевозили по 250 тонн грузов ежедневно и эвакуировали раненых. Широко использовались и вертолёты СН-46 морпехов.

Экипажам транспортных самолётов приходилось весьма несладко. Если С-123 мог безо всяких проблем маневрировать на земле, то С-130 катились до конца полосы, разворачивались и только потом подъезжали к месту разгрузки, — и всё под прицельным огнём десятков орудий и миномётов. При этом на первый, план выходила слаженность работы экипажей и наземного персонала.

Примером работы «воздушных извозчиков» могут служить злоключения экипажа С-13ОЕ из состава 354-й тактической транспортной эскадрильи (354th TAS) 5 февраля. Во время разгрузки прямым попаданием был подожжён деревянный ящик с боеприпасами в грузовом отсеке. Пламя быстро перекинулось на остальной груз. Подполковник Говард Доллман не растерялся и, запустив двигатели, отогнал самолёт на противоположный конец полосы, где экипаж с помощью пожарной машины приступил к тушению пожара. К счастью, огонь удалось погасить, и боеприпасы были благополучно выгружены. Но тут осколком снаряда была пробита одна из шин основного шасси. Пока меняли пневматик, к Доллману подошел капрал инженерных войск и попросил его доставить в Дананг для ремонта его бульдозер. Доллман не видел причин отказать, и бульдозер был погружен после чего С-130 выкатился на взлётную полосу. Неожиданно близкий разрыв снаряда заглушил один из двигателей. Бульдозер и огорчённого капрала выгрузили, а Доллман стал готовить самолёт к взлёту, дав полный газ оставшимся трём моторам. Впрочем, на разбеге четвёртый двигатель неожиданно самопроизвольно запустился, и С-130 благополучно вернулся на базу.

12 февраля С-130 отстранили от рейсов в Кхе Сань, переложив их обязанности на С-123 и С-7. К тому времени был потерян только один «Геркулес»: это был морпеховский танкер КС-130. KС-130 привлекались для перевозки топлива в осаждённый лагерь. Потерянный КС-130 был подожжён прямым попаданием снаряда во время захода на посадку, выкатился за пределы полосы и взорвался. В огромном погребальном костре погибли все шесть членов экипажа. Потери С-123 составили три машины, причём на борту одного из них полегло 29 человек.

С 15 февраля была применена новая тактика, названная «Багл ноут» (Bugle note). Территория по периметру Кхе Сани была разделена на участки площадью около 2 км2. Каждый квадрат закреплялся за отдельными звеньями В-52. «Крепости» прилетали каждые два — три часа соединениями по два звена, делая до 35 вылетов за день.

Постоянные массированные бомбардировки позволили деблокировать Кхе Сань и 8 апреля в лагерь благополучно прошла первая колонна грузовиков. Впрочем, подошедшее с севера подкрепление позволило также и вьетконговцам восстановить свои позиции, в результате чего на некоторых участках они смогли вплотную приблизиться к периметру базы.

Необходимость увеличить объём перевозок заставила американское командование вновь использовать С-130. Однако на сей раз грузы сбрасывались с парашютами. Метод оказался эффективен: из 600 выброшенных контейнеров только три были потеряны. Усиление ПВО заставило изменить тактику: теперь для сброса грузов на малой высоте применялись вытяжные парашюты.

Впрочем, соотношение сил было слишком неравным. Вынужденные сражаться одновременно на нескольких фронтах, американцы не могли успешно оборонять Кхе Сань и, 30 июня база была оставлена. Всё, что не могло быть эвакуировано, уничтожили. Напоследок по Кхе Сани отработали В-52. Во время осады неплохо зарекомендовали себя и пилоты из состава 2-й австралийской эскадрильи: на своих «Канберрах» они выполнили немало рискованных вылетов на бомбометание с бреющего полёта в дневное время.

Кхе Сань была не единственной болезненной потерей американцев в Юго-Восточной Азии в рассматриваемый период. В мае 1968 г. атаке подвергся укреплённый пункт Кхам Дук. Он использовался как тренировочный лагерь для южновьетнамских войск и база для патрулей. Разведка установила, что по направлению к Кхам Дук стекаются многочисленные отряды вьетконговцев. 10 мая в лагерь спешно перебросили подразделения 196-й пехотной дивизии, артиллерию и строительную технику. Но уже на следующий день партизаны захватили близлежащий лагерь Нгок Тавак, а утром 12 мая началась одновременная атака на все семь передовых постов Кхам Дук. Причём часть вьетнамцев, задействованных для строительных работ, перешла на сторону нападающих. Вьетконговцы, неожиданно для американцев, создавшие подавляющее превосходство в численности личного состава и артиллерии, заставили последних принять решение об эвакуации лагеря.

Спустя несколько часов прилетели два армейских вертолёта СН-47. Во время захода на посадку один из них был сбит и упал прямо на взлётную полосу. Второй «Чинук» поспешил убраться из опасной зоны. Появившимся вскоре штурмовикам А-1Е тоже пришлось не сладко под сосредоточенным зенитным огнём, однако сбита была только одна машина, пилота которой подобрал экипаж вертолёта UH-1.

Командование приняло решение вызвать для эвакуации транспортные самолёты. Однако догоравшие на взлётной полосе обломки СН-47 не позволяли сесть ни С-123, ни, тем более. С-130. Была сделана попытка столкнуть их бульдозером, однако его водитель был убит вражеским огнём, а бульдозер спокойно пересёк полосу и свалился в канаву. Тем не менее, к полудню удалось очистить ВПП и начать взлётно-посадочные операции.

Первым приземлился С-130А подполковника Деррила Коула из 35-й тактической транспортной эскадрильи (35th TAS). Коул привёз в лагерь партию вооружения, не зная об объявленной эвакуации. Прежде чем экипаж успел разгрузить самолёт, его заполнили перепуганные вьетнамские крестьяне. К несчастью, одна из пуль пробила колесо основной стойки шасси. Самолёт откатили в дальний конец полосы, и экипаж с помощью добровольцев из гарнизона под шквальным огнём принялся срезать остатки шины с диска. Позже, когда самолёт приземлился в Кам Ранг Бей, в нём насчитали 85 пробоин. После Коула на ВПП посадил свой С-123 майор Рей Шелтон, принявший на борт 44 военных строителя и 21 вьетнамца. Ещё 40 человек были эвакуированы вертолётами, пилоты которых осмелились приземлиться в лагере под прицельным огнём неприятеля.


Кхе Сань конечно удержать удалось. Но какой ценой?! Потери матчасти в вертолётных эскадрильях были настолько высоки, что новые машины не успевали перебрасывать на ТВД.

Следующие три часа ознаменовались массироваными авиаударами по позициям осаждающих. Это позволило несколько разрядить обстановку. С-123 и С-130 кружили в воздухе в ожидании распоряжений. В любой момент были готовы приступить к эвакуации также армейские СН-47 и морпеховские СН-46. В 15:00 был отдан приказ о полной эвакуации лагеря. Первым приземлился С-130В майора Бернарда Бачера. Самолёт был обстрелян во время захода на посадку, но, тем не менее, пилот посадил машину и взял на борт 200 вьетнамских крестьян. Хотя осаждающие не могли не видеть, что на борту американского «грузовика» находятся их соотечественники, на взлетающем С-130 сосредоточился весь огонь с земли. Самолёт рухнул в джунгли и взорвался. Уцелеть не удалось никому.

В тот момент, когда взорвался С-130 Бачера, на посадку заходил С-13ОЕ подполковника Уильяма Бойда-младшего. Надо сказать, что гибель Бачера произвела на экипаж тягостное впечатление, но осаждённые солдаты в лагере ждали помощи. Когда самолёт уже практически коснулся земли (снаряд взорвался совсем рядом) и С-130 ушёл на второй круг, после чего Бойд всё же посадил самолёт. Приняв на борт столько людей, сколько поместилось в грузовой кабине, экипаж вырулил на взлёт. В отличие от Бачера, взлетавшего с северо-западного конца полосы, Бойд принял решение взлетать в направлении на юго-восток. Видимо именно это и спасло С-130: на этом направлении плотность огня была ниже. После посадки в Чу Лай спасённые американцы написали на борту самолёта The Lucky Duck (Счастливая утка), и это стало именем самолёта до конца его службы.

Следующим садился С-130А подполковника Джона Делмора из 21-й тактической транспортной эскадрильи (21th TAS). Уже над самой землёй самолёт получил многочисленные пробоины, пули разбили остекление кабины пилотов. Внезапно тяга всех двигателей упала практически до нуля. Делмор перевёл все винты на повышенный шаг, что позволило избежать катастрофы. Съехав с полосы, чтобы не блокировать её, Делмор отдал приказ покинуть самолёт, и экипаж укрылся в близлежащей канаве.

Практически сразу же посадил свой С-130А подполковник Франклин Монтгомери из 41-й транспортной эскадрильи (41th TAS). Ему удалось благополучно принять на борт около 200 человек и взлететь. Следом за ним сели ещё два С-130, вывезшие 130 и 90 человек соответственно. Прибывшие штурмовики атаковали позиции зенитной артиллерии, и, видимо, нанесли вражеским расчетам тяжёлые потери, так как огонь с земли ослабел и это позволило привлечь к эвакуации вертолёты. Последним приземлился С-130 майора Джеймса Уэллса, который эвакуировал оставшихся защитников Кхам Дука.

Тем не менее оставалось подозрение, что в лагере оставались люди. Несмотря на протест руководителя операции майора Джека Галлахера (во время Второй мировой войны он был пилотом В-17), С-130 майора Джея Ван Клифа приземлился в Кхам Дук. Три члена экипажа высадились и отправились на поиск оставшихся, а самолёт взлетел, чтобы не подставляться под огонь партизан. Как только С-130 оторвался от земли, Ван Клиф услышал по радио, что лагерь пуст и можно бомбить оружейный склад. Ван Клиф тут же вышел на связь и заявил, что в лагере находятся по крайней мере три человека.

Поскольку С-130 из-за больших размеров представлял хорошую мишень, для вывоза американских военных задействовали С-123. Когда С-123 подполковника Альфреда Джинотта сел, никто к самолёту не подбежал, так что Джинотт вновь взлетел. Совершенно случайно бортинженер увидел трёх человек, прятавшихся в канаве. Джинотт уже не имел достаточно топлива, так что для проведения спасательной операции был выбран С-123 подполковника Джо Джексона и майора Джесси Кемпбела.

Перед Джексоном стояла непростая задача. Чтобы избежать обстрела с земли, он должен был на высоте верхушек деревьев вывести самолёт прямо к краю полосы. Исключалось и включение реверса: при этом автоматически останавливались вспомогательные реактивные двигатели, столь нужные на взлёте, а их запуск требовал слишком много времени. Как только С-123 коснулся земли, экипаж опустил рампу и помог подбежавшим авиаторам влезть в самолёт, после чего С-123 взлетел. За проявленный героизм все члены экипажа получили Серебря-нные звезды, а Джексон стал единственным пилотом транспортной авиации, награждённым Медалью Почёта Конгресса США.

23 августа вьетнамцы осадили укреплённый лагерь Дук Лап поблизости от камбоджийской границы. Как и в предыдущих случаях, около 40.000 нападавших осадили периметр и приступили к планомерному обстрелу лагеря. Довольно быстро им удалось взять под контроль взлётную полосу, после чего снабжение стало возможно только методом сброса грузов с парашютами. В центре лагеря имелась ровная площадка длиной около 60 м, за характерную форму названная «стадион». Поскольку действовать с малых высот днём было равносильно самоубийству, для проведения операции выбрали ночь. Естественным выбором для миссии такого рода были армейские «Карибу». Зона выброса грузов должна была быть обозначена одним прожектором, а трасса захода - очередями трассирующих пуль.



«Фантомы» идут на бомбёжку, судя по отсутствию управляемых ракет класса «воздух-воздух», задание на этот раз предполагает нанесение удара по целям в Южном Вьетнаме, где встреч с вражескими истребителями ждать не приходится.



25 августа сформированное из добровольцев соединение перегнало С-7 из Камрани в На Транг. Первым вылетел к Дук Лапу командир операции майор Хантер Хакни. Несмотря на многочисленные попадания, груз был сброшен точно в указанное место. Освободившись от груза, С-7 направлялись в Бан Me Тхот, где вновь загружались и вновь летели на задание. При этом немалой проблемой стали пробитые «самозатягивающиеся» топливные баки, которые упорно не желали самозатягиваться, из которых стремительно утекало горючее. В конце концов Дук Лап и некоторые другие укреплённые пункты удалось удержать. Однако в сравнении с понесенными поражениями эти успехи оказались крайне малы, и даже неискушённых в делах большой стратегии журналистов не удалось убедить в величии одержанных побед.

В частности, была полностью захвачена долина А-Шо. Ещё в 1966 г. вьетнамцам удалось захватить лагерь спецназа в этой долине. Потеря нанесла болезненный удар по самолюбию американцев, и ещё до окончания битвы за Кхе Сань в рамках операции «Делавер» (Delaware) кавалерийская дивизия приступила к очистке А-Шо. 19 апреля 1968 г. американские войска высадились в северо-западном конце долины, сразу же столкнувшись с ожесточённым сопротивлением. В первый же день «янки» потеряли 11 вертолётов! К 24 апреля подошло подкрепление и началась подготовка к захвату посадочной полосы А Лой и строительству укреплённого лагеря. На следующее утро 1-я бригада из состава указанной дивизии высадилась в районе полосы и захватила её. Ветеран Транспортного Командования майор Дон Строуб на вертолёте СН-47 совершил облёт долины в поисках подходящих мест для посадки самолётов. Результаты инспекции были неутешительны. Сильнейший зенитный огонь разрушил все надежды на то, что огромные «грузовики» смогут безопасно садиться в долине, так что все грузы придётся сбрасывать с парашютами. Для столь опасной миссии выделили по четыре С-130А и С-130Е, базировавшихся в Дананг. Позже группу усилили четырьмя С-130В из Бьен Хоа.

Доставка грузов с помощью С-130 началась ранним утром 26 апреля. Самолёт прибывал в долину с севера, снижался и выходил в центральный район, где были расчищены специальные площадки. После сброса С-130 ложился в вираж и уходил в облака, чтобы начать второй заход. Нередко самолёты приземлялись в Кам Ранг Бей, имея до 50 пробоин. Пилотам требовалось немалое мужество, чтобы снова лететь в этот ад. Так, самолёт командира 29th TAS подполковника Билла Коулмана во время одного из вылетов был повреждён зенитным огнём и практически потерял всё топливо из крыльевых баков. Несмотря на это, Коулман продолжил выполнение задания и сбросил груз.

В тот же день в 15:00 в долину прибыл С-130В, ведомый майором Лилберном Стоу. Из-за низкой облачности Стоу снизился до 70 м и был обстрелян с земли. Никто не знает, что произошло, но, очевидно, С-130 попал по огонь 37-мм зенитных орудий. Когда самолёт появился над зоной сброса, находившиеся на земле солдаты увидели, что из пробитых баков вытекает горючее, а один двигатель горит. Радиоаппаратура вышла из строя, и связи с бортом самолёта не было. Экипаж пытался избавиться от груза и облегчить машину, однако рампа опустилась не полностью и выбросить удалось только малую часть груза. Внезапно появились дым и пламя из боковых дверей фюзеляжа — видимо, огонь перекинулся на груз. Стоу попытался совершить вынужденную посадку, но самолёт перелетел через посадочную полосу, столкнулся с деревьями и взорвался. Погибли шесть членов экипажа и два корреспондента, принимавшие участие в вылете. Дон Строуб, корректировавший сброс с земли, попытался проникнуть в горящий самолёт, однако не смог спасти никого. Тем не менее, за проявленную храбрость Строуб был награждён медалью.


Едва появившись в частях Транспортного Командования во Юго-Восточной Азии, «Геркулес» сразу же зарекомендовал как надёжная «рабочая лошадка».

На следующий день погода испортилась, и с самого утра доставка грузов осуществлялась вертолётами. Однако, приблизительно в 09:00 облачность немного рассеялась и полёты С-130 возобновились. В этот день, как и в следующий, обошлось без потерь, хотя все С-130 получили повреждения различной тяжести.

29 апреля был обстрелян С-130Е капитана Росса Крамера. Ему не везло с самого начала. Самолёт был обстрелян ещё на подходе к А-Шо. Когда до зоны сброса оставалось около шести миль, 37-мм снаряд взорвался прямо перед самолётом, разбив остекление кабины и заглушив один двигатель. Крамер продолжил полёт. За тем резко упало давление масла во втором двигателе, который стал терять обороты и вскоре остановился. Положение создалось угрожающее, и пилоты приняли решение об аварийном сбросе груза (позже его отбил у партизан южновьетнамский батальон). Экипажу удалось запустить один из повреждённых моторов, и С-13ОЕ дотянул до Да Нанга( После посадки обнаружилось, что разрыв зенитного снаряда укоротил стабилизатор самолёта на два метра.

Сразу же после благополучного приземления Крамера разгорелся страшный скандал. Выяснилось, что для сопровождения С-130 были выделены «Фантомы», которые первые три дня вообще не летали. 29 апреля F-4 всё же поднялись в воздух, но держались на больших высотах, вне зоны досягаемости зенитной артиллерии. Взбешённые пилоты «Геркулесов» отправились к штаб-квартире командующего 7-х ВВС генерала Момьера и потребовали наказания виновных. Неизвестно, какие действия предпринял Момьер, но уже спустя два часа первые F-4 появились над А-Шо и приступили к бомбардировке позиций партизанских зенитчиков.

30 апреля в долину наконец доставили наземный радар, по лучу которого С-130 выходили к зоне сброса и избавлялись от нагрузки, не снижаясь до опасного предела. Одновременно инженерные бригады не покладая рук обустраивали посадочную полосу и 2 мая первый С-7 приземлился в А Лой. Казалось, теперь снабжение будет осуществляться с помощью С-7 и С-123, но ухудшение погоды привело к тому, что до 4 мая грузы продолжали сбрасываться с парашютом. В тот же день первый С-130 приземлился в А Лой.

Вскоре американцам удалось вытеснить силы нападающих из долины, и даже отбить у них несколько грузовиков и бульдозер советского производства (их отправили вертолётами в Дананг). Кроме них в Дананге были выставлены трофейные чешские 37-мм зенитные орудия. Однако вьетконговцы получили подкрепления и вновь перешли в наступление. Американцы бросили на А-Шо всю имевшуюся под рукой авиацию, в том числе южновьетнамские ВВС. Однако, несмотря на огромные потери (особенно в вертолётах UH-1 и СН-47), А-Шо отстоять не удалось.

В начале октября 1968 г. вьетнамцы появились в окрестностях лагеря Кемп Эванс. В ходе переброски дополнительных сил произошло трагическое происшествие, приведшее к гибели 24 человек. Взлетевший из Кемп Эванс СН-47 на высоте 350 м был протаранен заходящим на посадку С-7. Лопасть винта вертолёта, подобно консервному ножу, взрезала пилотскую кабину, а другая отрубила правый двигатель самолёта. Штопорящий «Карибу» устремился к земле, а экипаж СН-47 боролся за жизнь. Однако оторвавшийся ротор ударил по фюзеляжу, после чего вертолёт разломился и взорвался. Спустя неделю ещё один С-7 разбился из-за ошибки пилота.

В сложившихся условиях нагрузка на авиацию, и флотскую в том числе, непрерывно возрастала, а это не могло не привести к происшествиям и 26 мая 1967 г. на авианосце «Форрестол» произошёл сильный пожар. Что явилось его причиной, так и осталось неизвестно. Согласно одним источникам, в 10:30 утра в момент заправки из переполненного бака одного из штурмовиков «Скайхок» выплеснулось топливо и мгновенно воспламенилось от факела заработающего на форсаже двигателя стоявшего на стартовой позиции истребителя. Согласно другой версии, произошёл самопроизвольный запуск «перегревшейся» ракеты AGM-12 «Буллпап», тут же угодившей прямо в заправленный и загруженный бомбами самолёт. Как бы там ни было, спустя считанные секунды море огня охватило полётную палубу, заставленную готовыми к вылету заправленными и увешанными боеприпасами самолётами. Спустя некоторое время пожар удалось локализовать, но, стоило пожарной команде немного расслабиться, как пламя вспыхнуло с прежней силой. Только к полуночи огонь удалось погасить. Убытки составили 29 полностью уничтоженных и 30 сильно повреждённых самолётов, среди которых на палубе и под ней сгорели заживо 145 человек. Спустя полтора года жертвой пожара стал атомный «Энтерпрайз». Один из тягачей оставили с работающим двигателем рядом со штабелем неуправляемых ракет «Зуни». От горячего выхлопа самопроизвольно запустился двигатель ракеты, которая попала прямо в наполненный топливный бак одного из самолётов. Огонь распространился по палубе и вызвал детонацию подвешенных на самолёты бомб. После пожара, уничтожившего 15 самолётов и стоившего жизни 28 членам команды, авианосец прервал свой боевой «тур» и направился на ремонт.


Так выглядел 26 мая 1967 г. «Форрестол», а вот так (фото внизу) спустя полтора года атомный «Энтерпрайз». Обратите внимание на выгоревшие наполовину самолёты.

Ценой огромных усилий американцам удалось всё же отбить основные атаки вьетконговцев, но общественное мнение в США уже было не на стороне военных. Пресса, столь усердно выставлявшая Кхе Сань неприступной крепостью, теперь с удовольствием смаковала подробности поражения. Журналисты восторженно выливали потоки грязи на своих соотечественников, проливавших кровь в джунглях Вьетнама за идеалы «свободного мира». Доходило до того, что в аэропортах люди плевали в лицо раненым солдатам, прилетевшим домой на лечение! Впрочем, всё в истории — лишь повторение того, что было раньше, и поведение российских СМИ по отношению к нашим солдатам в Чечне пример тому.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Боевые операции Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Vietnamwar.ru © 2005